Новости

Статья в Интернет-издании РИДУС

СМИ о нас

Новые реалии авиации РФ: о чем рассказала выставка инфраструктуры авиации NAIS 2023

Традиционно ежегодная авиационная выставка и форум NAIS обозначат векторы развития и новейшие технологии для аэропортов, авиакомпаний и других авиапредприятий. В 2023 году они проходят при поддержке и участии Росавиации и приурочены к 100-летию гражданской авиации России.

Экспозиция NAIS 2023 занимает 4500 кв.м, на ней представлены более 100 экспонентов из России, Белоруссии, а также Германии, Чехии, Италии и Китая. Свое участие в NAIS 2023 подтвердили делегации из Буркина-Фасо, Марокко, Пакистана, ЮАР, Мьянмы, Ирана и Венесуэлы.
Импортозамещение
Экспозиция NAIS 2023 во многом посвящена импортозамещающим технологиям в развитии инфраструктуры гражданской авиации и стабильному развитию авиатранспортного комплекса.

Особое значение приобретает консолидация авиапроизводителей и авиакомпаний в рамках расширения господдержки и обновлению авиапарка в российских авиакомпаниях.

В рамках выставки состоялась награждение заслуженных работников авиатранспортной отрасли, а также победителей отраслевых премий «Воздушные ворота России» и «Skyway Service Award». Вел мероприятие Александр Маршал, заслуженный артист России.
Новые вызовы — новые реалии
В ходе NAIS 2023 состоялось пленарное заседание «Новые вызовы — новые реалии развития авиатранспортной отрасли России». На нем рассматривалось ряд важных для России тем, в частности, антисанкционная политика государства и механизмы господдержки авиатранспортной отрасли, условия обеспечения самодостаточности отечественного авиастроения, новые инфраструктурные проекты в авиастроении и авиаперевозках как драйвер развития регионов, новая экономика авиатранспортной отрасли: управление авиапарком, маршрутной сетью, пассажиропотоком.

Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в частности, отметил, что 9 февраля 2023 г. российская и мировая авиационная общественность отмечает юбилей — 100-летие со дня основания гражданской авиации России. Указом президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник — День работника гражданской авиации и определена дата его празднования — 9 февраля.

В настоящее время 115 авиакомпаний имеют сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок. Кроме того, почти 200 эксплуатантов могут осуществлять авиационные работы и более 60 — в сфере авиации общего назначения.

В 2019 г. российскими авиакомпаниями было перевезено свыше 128 млн пассажиров и 1,15 млн т груза и почты. Интенсивность воздушного движения в 2019 г. достигла рекордной отметки в 1,83 млн полетов.

2020 г. из-за COVID-19 стал годом принятия сложных и ответственных решений и научил нас противостоять вызовам, работать сплоченной командой, быстро реагировать на изменения, быть гибкими и еще более эффективными.

В 2021 г. авиапредприятия гражданской авиации России, оптимизировав свои бизнес-планы, начали постепенное восстановление. Увеличился объем внутрироссийских авиаперевозок, который достиг 87,5 млн человек, превысив показатели не только 2020 г. на 56%, но и 2019 г. — на 20%. На международных авиалиниях также наблюдалась положительная динамика.

Сегодня, несмотря на санкции со стороны недружественных государств, принимаются значительные меры для сохранения и развития сети маршрутов, расширяется география полетов внутри России. Особое внимание уделяется стоимости авиаперевозок и доступности авиатранспорта для населения.

В 2022 г. руководством страны принято решение о выделении значительного объема средств из бюджета в целях сохранения отрасли — 172 млрд рублей. Эти меры направлены на поддержку внутренних воздушных перевозок, программы субсидирования региональных перевозок и перевозок наименее защищенных категорий граждан и субсидирование Дальневосточной авиакомпании.

Меры поддержки позволили сохранить средний уровень тарифа на уровне последних двух лет и избежать роста стоимости билетов в летний период 2022 г. Также оказана помощь по организации воздушного движения и поддержка закрытых аэропортов южных регионов.

Принятые меры обеспечивают стабильность работы авиакомпаний и позволяют им сохранить перевозки на маршрутах внутренних воздушных линий, а временно закрытым аэропортам юга и центральной части России — обеспечить содержание аэропортовой инфраструктуры и сохранить персонал.
Испытания продолжаются
На стенде корпорации «Иркут» (в составе ОАК) впервые представлена объединенная экспозиция гражданского дивизиона «ОАК — Гражданские самолеты».

В мероприятиях деловой программы NAIS 2023 принял участие генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации — генеральный директор корпорации «Иркут» Андрей Богинский, специалисты ОАК, которые рассказали о ходе работ по гражданским проектам корпорации, а также представили единую цифровую платформу поддержки эксплуатации воздушных судов.

Гости и участники выставки ознакомились с ключевыми моделями отечественного гражданского авиастроения с помощью интерактивных информационных панелей на стенде корпорации. В экспозицию включены самолеты МС-21, SSJ-NEW, Ил-114-300 и Ту-214.

— Сегодня перед российским гражданским авиастроением стоят весьма амбициозные задачи, страна ждет наши самолеты, нам предстоит в сжатые сроки решить большой объем вопросов, связанных с импортозамещением, провести все испытания и своевременную контрактацию с авиакомпаниями. В сложившихся условиях все предприятия отрасли должны действовать сообща, заявил Юрий Слюсарь.

— Создание перспективных воздушных судов в нашей стране на уровне западных технологий, — это большой вызов России. И мы его приняли, подчеркнул генеральный директор ОАК.

В начале этого года генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что МС-21 вышел на финишную прямую.

— Программа МС-21 сегодня фактически уже на финишной прямой. Мы решили проблему с двигателем, с «чёрным крылом». От Росавиации получено одобрение главных изменений в типовую конструкцию, связанных с установкой ПД-14 и крыла из отечественных композитов. В 2023 году планируем начать испытания других систем в составе самолёта, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство. Часть из этих систем уже проходит стендовые испытания, сказал гендиректор.

В 2023 году один из существующих самолетов пройдёт модификацию в версию МС-21-310рус — это облик с полностью отечественными комплектующими: двигателем ПД-14, российской авионикой, российскими самолётными системами и агрегатами. К концу года планируется начать на нём лётные сертификационные испытания.

Что же касается самолетов SSJ-New, то их минимальная стоимость для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд руб., первых МС-21 и Ту-214 — 3,144 млрд руб. Это следует из инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, который 11 января этого года утвердил премьер Михаил Мишустин.

В рамках проекта планируется строительство в 2022–2025 годах 63 воздушных судов, в том числе 18 — МС-21, 34 — SSJ-New и 11 — Ту-214. Приёмка и поставка первых шести самолётов МС-21-310рус группе «Аэрофлот» будет производиться в декабре 2024 — январе 2025 года.

Как ранее уже сообщал «Ридус», правительство РФ определило в середине 2022 года перспективы развития авиатранспортной отрасли на ближайшие семь лет. В условиях внешних ограничений стратегической задачей в этом секторе будет ускоренный переход на отечественную технику.

Общий объём финансирования гражданской авиаотрасли в ближайшие семь лет составит более 770 миллиардов рублей. При этом свыше 150 миллиардов из них, необходимые для обеспечения авиаперевозок, поступят в отрасль уже до конца 2022 года.

Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более тысячи отечественных самолётов. Среди них — более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: «Ладога» (ТВРС-44), Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).Также планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолётов. Акцент будет сделан на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях, поскольку они наиболее востребованы на рынке.
Приоритет — консолидация авиапроизводителей и авиакомпаний
Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и предприятия холдинга — АО «ВНИИРА», АО «АЗИМУТ», НПО «Алмаз», продемонстрировали комплексы средств и систем ОрВД, системные тренажёры, системы планирования использования воздушного пространства, средства наблюдения за воздушным пространством, включая вторичные радиолокаторы и наземные станции.

Как сообщил генеральный директор АО «Концерн ВКО Алмаз-Антей» Ян Новиков, сегодня можно с уверенностью сказать, что система организации безопасного воздушного движения в России выведена на принципиально новый уровень.

По его словам, в рамках выполнения программы модернизации ЕС ОрВД России к концу прошлого года концерном в тесной кооперации с Росавиацией, ФГУП «Госкопорация по ОрВД» и предприятиями российской промышленности создано и переоснащено 12 укрупненных центров единой системы организации воздушного движения (Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Хабаровский, Магаданский, Иркутский, Новосибирский, Красноярский, Самарский, Тюменский, Екатеринбургский, Якутский) и трех особых центров (Калининградский, Петропавловск-Камчатский и Симферопольский).

— Тем самым мы как головной исполнитель завершили масштабный проект по строительству, реконструкции и оснащению оборудованием укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения в России, заявил он.

— В текущих условиях это особенно актуально и важно: мы используем и внедряем только отечественные передовые технологии, оборудование и программное обеспечение, подчеркнул Ян Новиков. Он напомнил, что концерн поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 миллиардов рублей.

Компания «Конветроник» в партнёрстве с компанией «Рексофт» представила инновационные продукты для аэропортов, среди них современные системы обработки багажа, систему предполетного досмотра, системы возврата лотков.

Компания «РТ-Транском» (входит в Ростех) в партнерстве с «Сирена-Трэвел» показал на NAIS решения, которые обеспечат перевод российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования билетов. Работа ведется в рамках поручения государства и призвана защитить отрасль от возможных инцидентов и сбоев в зарубежных системах бронирования, используемых сегодня крупнейшими перевозчиками

ГК «СТТ» — эксклюзивный дистрибьютор на территории РФ и ближнего зарубежья — представил на NAIS линейку коммерческой автомобильной техники, адаптивной к эксплуатации в качестве аэродромной колёсной базы. Компания занимается реализацией, продвижением и сервисным обслуживанием легких и среднетоннажных грузовиков, внедорожных автомобилей и автобусов разных классов торговых марок ГАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ, ПАЗ.
Аэропортам быть
Субсидирование 11 закрытых аэропортов на юге России в этом году планируется продолжить, заявила в ходе Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова.

— Есть планы по финансированию деятельности 11 закрытых аэропортов юга. В прошлом году на это было потрачено порядка 6,7 млрд руб. Эта мера господдержки будет обязательно продолжена в этом году, в настоящее время готовятся соответствующие правила и порядок финансирования, сказала она.

Россия закрыла с 24 февраля 2022 года для гражданских самолетов часть своего воздушного пространства на юге и в центральной части страны на фоне проведения специальной военной операции на Украине. Временно ограничены полеты в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

Компания «РТ-Транском» (входит в Госкорпорацию Ростех) представила российскую систему обслуживания авиапассажиров «Леонардо». Созданный компанией «Сирена-Трэвел» в партнерстве с Ростехом сервис успешно заместил зарубежное программное обеспечение. Это позволило выстроить защиту от инцидентов и сбоев, связанных с санкционными ограничениями, в системах бронирования авиабилетов.

К настоящему времени среди пользователей «Леонардо» такие крупные российские авиаперевозчики, как Red Wings, «Аврора», «Руслайн», «Ямал», «Ютэйр», «Алроса». В группе «Аэрофлот» процесс внедрения АИС «Леонардо» завершился в ноябре 2022 года. Ранее, в июне 2022 года, к списку пользователей присоединилась авиакомпания «Победа».

— С момента перехода на АИС «Леонардо» крупнейший российский авиаперевозчик — компания «Аэрофлот», доставил к месту назначения более 4 миллионов пассажиров. Авиакомпания «Победа» с использованием «Леонардо» перевезла 7 миллионов пассажиров. Это цифры, которые говорят сами за себя. Российская система безболезненно заменила иностранные аналоги, ушедшие с рынка на волне санкций со стороны недружественных стран. В настоящее время ведем переговоры о переходе на АИС «Леонардо» с несколькими авиаперевозчиками из Латинской Америки, сказал заместитель генерального директора Ростеха Александр Назаров.

Да, правительство РФ утвердило амбициозную комплексную программу развития авиатранспортной отрасли. Да, залогом реализации этой программы должно послужить очень щедрое финансирование, однако к сожалению, далеко не все инженерные и технологические проблемы можно решить деньгами.